29.11.2018
Абандон в морском страховании: ключевые аспекты
Елена Попова,
член Королевского института арбитров, арбитр МАК

1
Понятие абандона.
Основания для его заявления
Абандону в Кодексе торгового мореплавания РФ посвящено две статьи – статья 278 и статья 279.
Статья 278. Абандон

1. В случае, если имущество застраховано от гибели, страхователь или выгодоприобретатель может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить всю страховую сумму в случае:
1). пропажи судна без вести;
2). уничтожения судна и (или) груза (полной фактической гибели);
3). экономической нецелесообразности восстановления или ремонта судна (полной конструктивной гибели судна);
4). экономической нецелесообразности устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения;
5). захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев.
В указанных случаях к страховщику переходят:
- все права на застрахованное имущество при страховании имущества в полной стоимости;
- права на долю застрахованного имущества пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости при страховании имущества не в полной стоимости.

2. Соглашение сторон, противоречащее правилам, установленным настоящей статьей, ничтожно.



Статья 279. Заявление об абандоне

1. Заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев с момента окончания срока или наступления обстоятельств, указанных в статья 277 и 278 настоящего Кодекса.

2. По истечении шести месяцев страхователь или выгодоприобретатель утрачивает право на абандон и может требовать возмещения убытков на общих основаниях.

3. Заявление об абандоне должно быть безусловным и не может быть взято страхователем или выгодоприобретателем обратно.

4. Соглашение сторон, противоречащее правилам, установленным настоящей статьей, ничтожно.
Также понятие абандона присутствует в пункте 5 статьи 10 «Страховая сумма, страховая выплата, франшиза» Закона «Об организации страхового дела в РФ»: «В случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы».

Несмотря на то, что в Законе «Об организации страхового дела в РФ» сам термин «абандон» не употребляется, он фигурирует в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 года № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан». Пункт 38 Постановления Пленума расширяет / конкретизирует определение, данное пунктом 5 статьи 10: «В случае полной гибели имущества, т.е. при полном его уничтожении либо таком повреждении, когда оно не подлежит восстановлению, страхователю выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона об организации страхового дела (абандон)».

При этом по смыслу пункта 5 статьи 10 Закона «Об организации страхового дела» и пункта 38 Постановления Пленума ВС РФ № 20 право на абандон возникает у страхователя (выгодоприобретателя) в двух случаях:
- полное уничтожение имущества;
- такое повреждение, когда имущество не подлежит восстановлению.

По сути, в обоих случаях речь идет о фактической гибели имущества (в первом случае – о полной фактической гибели).

В морском страховании перечень оснований для заявления абандона более широкий.
Неморское страхование: 1,2
Морское страхование: 1-6
Повреждение, когда имущество не
подлежит восстановлению
Полное уничтожение имущества
Экономическая нецелесообразность
устранения повреждений судна или доставки груза
Захват судна свыше шести месяцев
Полная конструктивная гибель судна
Пропажа судна без вести
Основания для заявления абандона

2
Абандон как "Сделка в сделке"
В силу пункта 2 статьи 154 ГК РФ сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны считается односторонней сделкой.

Таким образом, принимая во внимание установленное статьей 278 КТМ РФ право страхователя (выгодоприобретателя) при определенных обстоятельствах заявить страховщику отказ от своих прав на имущество взамен на получение полной страховой суммы, абандон с точки зрения обязательственного права – это односторонняя сделка.

Квалификация абандона как односторонней сделки перешла в КТМ РФ еще из КТМ СССР. В этой связи заслуживает интереса комментарий к статье 227 КТМ СССР:

«… Заявление об абандоне есть односторонняя сделка страхователя, посредством которой он передает страховщику свои права на застрахованное имущество, приобретая взамен право на получение страхового возмещения в размере страховой суммы. Если по общему правилу страхователь при истребовании страхового возмещения должен не только доказать наступление страхового случая, но и обосновать размер причиненных ему убытков, то при осуществлении абандона страхователь ценой передачи страховщику прав на застрахованное имущество освобождается от обязанности доказывания размера понесенных им убытков; ему достаточно доказать лишь факт наступления страхового случая, дающего право на абандон».

Последняя часть комментария к статье 227 КТМ РФ выделена специально. Причина заключается в том, что положения действующего КТМ РФ об абандоне не имеют отсылку ни к обязанности страхователя доказать факт страхового случая, ни даже к тому, что для целей заявления абандона гибель судна должна явиться следствием исключительно застрахованных опасностей.

Абандон как односторонняя сделка, влекущая обязанность страховщика платить. Страховщик не вправе отказаться от исполнения. Страховщик не вправе отказаться от принятия абандона.

Согласно статье 155 ГК РФ односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку.

Примечательно, что законодатель не высказался относительно обязанностей лица, к которому обращена сделка. При этом, с учетом статьи 153 ГК РФ («сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей»), очевиден вывод, что сам факт совершения односторонней сделки создает определенные обязанности и для лица, к которому обращена сделка.

Бесспорно, что лицо, к которому обращена сделка, соответственно наделяется и субъективными гражданскими правами.

В силу статьи 156 ГК РФ К односторонним сделкам применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.

Таким образом, предлагаю разобраться, какие обязанности и права возникают на стороне страховщика в связи с заявлением абандона.



Нормы английского права для заявления абандона
Нормы, предусмотренные Актом о Морском Страховании 1906 года:
1
Право на заявление абандона возникает в случае конструктивной гибели; гибель должна явиться следствием застрахованной опасности.
2
Абандон является двусторонней сделкой. Установлено право страховщика отказаться от принятия абандона. Абандон становится безотзывным только после его явного принятия страховщиком.
3
Двусторонний характер абандона дает страховщику, выдавшему полис на основании английского права, больше защиты от возможных недобросовестных или необоснованных требований.
Страховщик, выдавший полис по российскому праву, также может заявлять аргументы, освобождающие его от выплаты.

3
Обязанности страховщика, вытекающие из абандона
обязанность выплатить страховую сумму в полном объеме
обязанность принять права на застрахованное имущество
обязанность нести расходы в связи с соответствующим имуществом

4
Права страховщика при заявлении страхователем абандона
право запрашивать документы об обстоятельствах и причинах происшествия
право проводить собственное расследование
право заявлять основания, освобождающие от выплаты страхового возмещения
право требовать документы для целей суброгации

5
Полная конструктивная гибель
Определение конструктивной гибели дано в статье 49 КТМ РФ:

«Поврежденное судно считается конструктивно погибшим, если:
- судно не может быть восстановлено ни в том месте, в котором судно находится, ни в любом другом месте, в которое судно может быть доставлено;
- ремонт судна экономически нецелесообразен».

Возникает вопрос о моменте, с которого конструктивная гибель может считаться наступившей. Например, можно ли таким моментом считать день инцидента, либо это должен быть день, когда страхователю стало или должно было стать известным, что расходы на восстановление превысят страховую сумму, либо день составления отчета о возможных убытках, и т.п.

День имеет значение с точки зрения временного лимита, в течение которого должен быть заявлен абандон: шесть месяцев с момента наступления событий согласно статье 278 КТМ РФ.

Если с полной фактической гибелью или пропажей судна без вести или захватом все понятно, то с моментом наступления конструктивной гибели возможны спекуляции (прежде всего, со стороны страхователя).

В практике МАК за последние 10 лет данный вопрос не возникал ни разу, как и в практике арбитражных судов.
Нормы английского права в вопросах о моменте наступления конструктивной гибели
В отношении срока для заявления абандона пункт 3 статьи 62 АМС устанавливает следующие:
«Заявление об абандоне должно быть сделано с разумной заботливостью после получения достоверной информации об убытке, но если информация носит сомнительный характер, страхователь имеет право на разумное время для расследования».

То есть срок для заявления абандона начинает течь со дня, когда страхователь убедился, что судно восстановлению не подлежит, либо что восстановление превысит его стоимость. Комментарии также отмечают некоторую неопределенность английского права относительно того, когда может и должен быть заявлен абандон. Например, коментарий к одному из дел: « Страхователь обязан сделать выбор [заявлять абандон либо нет] быстро, и таким образом дать андеррайтерам возможность сделать все, что необходимо для сохранения имущества, будет оно продаваться или нет».
Аналогичный подход к толкованию статьи 279 КТМ РФ недопустим. Как отмечено выше, под конструктивной гибелью в силу статьи 49 КТМ РФ понимается следующее: невозможность восстановления либо экономическая нецелесообразность ремонта. То есть из совокупного толкования статей 49 и 278 КТМ РФ конструктивная гибель наступает в момент инцидента, но не тогда как страхователь узнал (или решил), что ремонт невыгоден.

Обратное толкование давало бы основания для злоупотребления со стороны страхователей.
© Елена Попова.

Полное или частичное копирование текста без указания автора и источника запрещено.