Результаты имплементации Первой и Второй электроэнергетических директив показали, что лишь формальное закрепление права доступа к сети не способно само по себе привести к полному открытию рынков и их интеграции. Существование технологических барьеров, таких как физическое отсутствие адекватной сетевой инфраструктуры либо несовместимость технологических интерфейсов, может свести на "нет" либо существенно уменьшить эффект предписаний, предусматривающих полное открытие доступа третьих лиц к сетевой инфраструктуре.
В указанной связи акцент в регулировании открытия и интеграции электроэнергетических рынков ЕС в настоящее время перемещается в область технологического регулирования. Данная тенденция четко обозначилась в рамках Третьего энергетического пакета Европейского союза. Можно выделить ряд ключевых элементов данного тренда:
- преобладание метода унификации над методом гармонизации,
- разработка специализированных нормативно-правовых актов - сетевых кодексов и
- преобладание наднациональных начал при разработке нормативно-правовых актов.
Постепенное преобладание метода унификации над методом гармонизации как способом воздействия норм права ЕС на правовые предписания государств-членов выражается в увеличении количества положений, устанавливаемых в виде Регламентов. Как известно, Регламенты - это акты унифицирующего характера, содержащие нормы прямого действия, - в противоположность Директивам, которые, в принципе, должны содержать лишь целевые установки и, будучи обращенными к государствам-членам, не должны обладать прямым действием. Кроме того, значительная детализация и императивный характер положений Третьей электроэнергетической директивы во многом сближает ее воздействие на национальные правовые системы с действием Регламентов.
Переключение акцентов на технологическое регулирование очень четко выражается в разработке сетевых кодексов (network codes) и в деятельности Европейской ассоциации операторов систем передачи электроэнергии (ENTSO-E), одним из ключевых направлений деятельности которой как раз и является организация и участие в разработке сетевых кодексов.
Сетевые кодексы можно определить как сборники правовых и технологических предписаний, необходимых для управления энергосистемами. Представляется, что для Европейского союза указанное определение следует уточнить, указав, что сетевые кодексы ЕС содержат предписания, необходимые для управления интегрированными (совместно работающими) энергосистемами.
Необходимость разработки и принятия сетевых кодексов как отдельного достаточно специфичного вида нормативно-правовых (и одновременно нормативно-технических) актов обусловлена рядом обстоятельств:
- технологическая сложность управления энергосистемами;
- необходимость четкого взаимодействия между операторами систем электропередачи и потребителями сетевых услуг - генерирующими компаниями, распределительными компаниями, потребителями электроэнергии - с учетом одновременности процессов выработки и потребления электроэнергии;
- необходимость обеспечения межсистемного взаимодействия при трансграничных перетоках электроэнергии в рамках интеграционных объединений.
Множественный субъектный состав, на который направлено действие содержащихся в сетевых кодексах норм, не позволяет квалифицировать указанные кодексы в качестве исключительно нормативно-технических актов. Иными словами, поскольку нормы сетевых кодексов регулируют отношения между субъектами электроэнергетических рынков, пусть и в отношении соблюдения технических параметров и процедур, их следует относить к нормативно-правовым актам.
Первоначально п. 6 ст. 8 Регламента 2009 г. об условиях доступа к сетям для трансграничной передачи электроэнергии была предусмотрена необходимость разработки 12 сетевых кодексов [9]. Впоследствии исходный список был в значительной степени видоизменен; актуализированный на настоящий момент список состоит из 10 сетевых кодексов [10]. К этому списку следует прибавить принятые в 2015 г. Европейской комиссией Руководящие указания о распределении пропускной способности и управлении перегрузками [11].
С точки зрения обеспечения доступа третьих лиц к электроэнергетической инфраструктуре наибольший интерес представляет разработка сетевого кодекса, содержащего требования ко всем генераторам при подключении к сети (Network Code on Requirements for Grid Connection Applicable to all Generators), кодекса подключения источников спроса (Demand Connection Code) и сетевого кодекса о требованиях к подключению высоковольтных систем постоянного тока и энергопарков, подключаемых на постоянном токе (Network Code on Requirements for Grid Connection of High Voltage Direct Current Systems and Direct Current-Connected Power Park Modules).
Проекты перечисленных сетевых кодексов разработаны ENTSO-E в период с 2012 по 2015 г. Они устанавливают ряд технологических требований ко вновь подключаемым (а в ряде случаев - и к уже существующим) пользователям сети: генераторам в целом, потребителям, вставкам постоянного тока, ветропаркам и иным установкам, осуществляющим выработку электроэнергии из возобновляемых источников. Для каждого из видов подключения в соответствующем сетевом кодексе приводится ряд технических параметров, а также устанавливаются определенные процедуры и нормативы на случай аварийных ситуаций либо существенных отклонений частоты или напряжения в энергосистеме. Ключевым критерием, на основе которого устанавливаются указанные требования и процедуры, является критерий надежной работы энергосистемы как единого целого.
Процесс разработки и согласования сетевых кодексов имеет три организационных уровня. На самом низком уровне находится ENTSO-E, выступающая как экспертный орган, обладающий технической компетенцией. Агентство кооперации энергетических регуляторов (ACER) служит своеобразным "буфером", отражающим публичный интерес и "задающим тон" разработке сетевых кодексов путем принятия рамочных руководящих указаний. При этом как на уровне ENTSO-E, так и на уровне ACER в обязательном порядке проводятся публичные консультации со всеми заинтересованными лицами. Предложения, сделанные в рамках таких консультаций, не носят обязательного характера, хотя и учитываются в соответствующем протоколе. Окончательное решение об утверждении сетевого кодекса принимается Европейской комиссией в рамках процедуры "комитологии" и оформляется в виде Регламента Комиссии.
Подобный опыт разработки и утверждения сетевых кодексов не является исключительным новшеством институтов и органов Европейского союза. Подобный подход применяется и в государствах-членах. Разработка сводов нормативно-технической документации, аналогичных по структуре и содержанию сетевым кодексам ЕС, осуществляется в рамках национальных электроэнергетических систем системными операторами с участием субъектов отрасли. Государственные органы, прежде всего национальные энергетические регуляторы, осуществляют в данном процессе свое контролирующее и координирующее воздействие.
Важно отметить, что именно механизм технологического присоединения выступает в качестве ключевого инструмента обеспечения исполнения сетевых кодексов (технических требований) в электроэнергетике на национальном уровне. Представляется, что после принятия сетевых кодексов ЕС, содержащих требования к пользователям сети, обязательность содержащихся в них норм будет обеспечиваться тем же механизмом.
Изучение европейского опыта правового регулирования общественных отношений по обеспечению доступа "третьих лиц" к сетевой инфраструктуре в электроэнергетике позволяет сделать ряд заключений и обобщений.
Предоставление формального всеобщего права доступа третьих лиц к сетевой инфраструктуре (с установлением корреспондирующей этому праву формальной обязанности владельца сетевой инфраструктуры этот доступ обеспечить) не является достаточным для действительной реализации указанного права. Требуются дополнительные нормативно-правовые и нормативно-технические предписания, направленные на обеспечение фактической реализации указанного права.
Межнациональный подход и метод гармонизации при объединении электроэнергетических рынков и электроэнергетических систем как технологической основы рынков имеют объективные пределы и ограничения. Объединение электроэнергетических рынков и энергосистем должно предполагать унификацию технологического регулирования, что, в свою очередь, предполагает более активное использование "вертикальных" и более "жестких" наднациональных механизмов правового регулирования.
С учетом технологической сложности принимаемых нормативно-правовых и нормативно-технических предписаний механизмы их разработки в ЕС предусматривают непосредственное участие представителей профессионального сообщества, контроль и координацию со стороны публичных институтов. В Европейском союзе компетенции профессионального сообщества предоставляются Европейской ассоциацией операторов систем передачи электроэнергии (ENTSO-E), а контрольная и координирующие функции возложены на Агентство кооперации энергетических регуляторов (ACER) и Европейскую комиссию.