Партнер юридической фирмы «Соколов, Маслов и Партнеры» Елена Попова обращает внимание на тот факт, что строительство трубопровода сейчас ведется в исключительной экономической зоне Дании. Согласно ст. 58 Конвенции ООН по морскому праву, здесь все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются свободами судоходства и полетов.
Правило распространяется в том числе на подводные лодки и рыболовецкие суда. Соответственно, трактовать как провокацию факт прохода иностранных кораблей через район, где находятся трубоукладчики «Фортуна», «Академик Черский» и суда обеспечения, неправомерно, уверена Елена Попова.
Столь же сомнительными пока выглядят и утверждения представителей филиала Nord Stream 2 AG о неких попытках воспрепятствования осуществлению экономического проекта путем навигационных маневров, создающих некие риски аварии. Инциденты на море с участием судов не редкость, и далеко не всегда за ними стоит злой умысел, отмечает юрист.
«Вспомнить недавнее ЧП в Суэцком канале. Несмотря на многочисленные публикации в связи с данным событием, вряд ли было хоть одно предположение о провокации со стороны Панамы как государства флага севшего на мель судна против мирового торгового мореплавания», – сказала Елена Попова.
В заявлениях о повышенной активности иностранных морских и воздушных судов в районе строительства «Северного потока-2» упоминается зона безопасности. Информация должна быть опубликована в извещениях мореплавателям, то есть навигационных предупреждениях. Однако это не запрет на судоходство, а всего лишь уведомление о навигационных особенностях и рисках в конкретных географических координатах. «Таким образом, нарушений международного права в самом факте появления в этой зоне чужих кораблей и самолетов формально нет», – констатирует Елена Попова.
Вместе с тем для эксперта очевидны риски повреждения судов и оборудования, задействованных в проекте. Как известно, трубоукладчики «Фортуна» и «Академик Черский» – единственные в России суда такого типа. В случае выхода их из строя найти замену практически невозможно. Это повлечет приостановку работ на неопределенный срок.
«Кроме того, нельзя исключить повреждение самого трубопровода. Хотя глубина, на которой он прокладывается, слишком большая, чтобы его могло задеть обычное судно, но с субмариной, командир которой решит лечь на грунт, такой вариант вполне возможен», – напоминает Елена Попова.
Подобный инцидент чреват не только срывом поставок углеводородного сырья на время ремонта «трубы». Юрист не исключает, что страховые компании ввиду серьезных убытков в дальнейшем могут отказаться покрывать риски в отношении «Северного потока-2», что может поставить под вопрос его полноценную эксплуатацию.
Источник -
Еженедельный журнал "Профиль"