Прежде всего, для возникновения права на абандон страховое покрытие должно включать риск гибели имущества. Данное условие прямо указано в ст. 278 КТМ РФ. Пункт 5 ст. 10 Закона о страховании право страхователя (выгодоприобретателя) на отказ от застрахованного имущества в зависимость от наличия страхования риска гибели имущества не ставит. Однако отсутствие соответствующей оговорки не должно толковаться как предоставление страхователю (выгодоприобретателю) прав сверх тех, которые были согласованы сторонами при заключении договора страхования, и с учетом которых страховщиком была рассчитана страховая премия. Обратное противоречило бы общим нормам обязательственного права и принципам страхования.
В частности, в силу п. 1 ст. 929 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), п. 2 ст. 9 Закона о страховании страховая выплата возможна только при наступлении события, предусмотренного договором страхования. В п. 12 Постановления № 20 отмечено следующее: «Страховой случай включает в себя опасность, от которой производится страхование, факт причинения вреда и причинную связь между опасностью и вредом и считается наступившим с момента причинения вреда (утраты, гибели, установления недостачи или повреждения застрахованного имущества) в результате действия опасности, от которой производилось страхование». Если опасность в виде гибели имущества страхованием не покрывается, это указывает на отсутствие главного составного элемента для признания соответствующего случая страховым. Как следствие, право на отказ от погибшего имущества в пользу страховщика в этой ситуации возникнуть не может.
В части событий, дающих право на заявление абандона, общие нормы являются менее детальными по сравнению со специальным законом (КТМ РФ). Так, в силу п. 5 ст. 10 Закона о страховании право на абандон возникает у страхователя (выгодоприобретателя) в случае утраты и гибели застрахованного имущества. Автор обращает внимание, что соответствующая норма не уточняет, что следует понимать под утратой и/или гибелью в целях абандона. Разъяснение предлагается в п. 38 и 39 Постановления № 20, в частности:
• под полной гибелью понимается либо полное уничтожение имущества, либо такое повреждение, когда оно не подлежит восстановлению;
• дополнительное условие специально для недвижимого имущества предусматривает право на абандон в случае повреждения застрахованного объекта, когда в результате страхового случая объект не прекратил своего существования, но не может быть использован в первоначальном качестве. В отношении данного условия Пленум ВС РФ отмечает, что отказ страхователя (выгодоприобретателя) от своих прав на такое имущество возникает только, если это предусмотрено договором.
По мнению автора, толкование п. 5 ст. 10 Закона о страховании, предложенное в Постановлении № 20, является слишком узким. Во-первых, закон о страховании не проводит разграничений между движимым и недвижимым имуществом в контексте права на абандон. Во-вторых, движимое имущество — также, как и недвижимое — в результате полученных повреждений может в определенной части сохраниться и даже быть восстановлено, но затраты на восстановление могут быть настолько большими, а качество будущего восстановленного объекта движимого имущества может быть настолько низким, что единственным разумным решением явится признание объекта погибшим. В этой связи автор считает, что содержащаяся в Законе о страховании формулировка «утрата и гибель застрахованного имущества» позволяет понимать под гибелью не только абсолютную невозможность восстановления, но также экономическую и/или техническую нецелесообразность ремонта. Таким образом, анализ п. 5 ст. 10 Закона о страховании приводит автора к выводу, что в неморском страховании основанием для отказа страхователя (выгодоприобретателя) от права на застрахованное имущество могут явиться следующие обстоятельства:
• полное уничтожение имущества;
• повреждение имущества, исключающее его восстановление или ремонт;
• экономическая и/или техническая нецелесообразность восстановления или ремонта.
В морском страховании перечень оснований для абандона более широкий, хотя при этом специфика договора ограничивает виды имущества, в отношении которого может быть заявлен отказ от прав. В частности, под имуществом в морском страховании понимается судно и/или груз. При этом абандон может быть заявлен при наступлении следующих обстоятельств:
• пропажи судна без вести;
• уничтожения судна и (или) груза (полной фактической гибели);
• экономической нецелесообразности восстановления или ремонта судна (полной конструктивной гибели судна);
• экономической нецелесообразности устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения;
• захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев.
Как было отмечено выше, перечень обстоятельств для заявления абандона существенно изменился по сравнению с правилами Кодекса торгового мореплавания Союза ССР 1929 года. В частности, согласно ст. 230, 232 КТМ 1929 года абандон допускался в трех случаях:
• при пропаже судна без вести;
• при задержании судна по постановлению властей в течение более двух месяцев;
• при захвате судна морскими разбойниками.
Примечательно, что КТМ 1929 года право на отказ от имущества предоставлял только в отношении судна и только страхователю. Ограничение в части субъекта права может быть связано с тем, что институт выгодоприобретателей в законодательстве о страховании нового государства (Союза ССР) только формировался. Так, ст. 197 КТМ 1929 года договор морского страхования, заключенный в интересах лица, иного чем лицо, заключающее договор, именует страхованием за чужой счет; термин «выгодоприобретатель» отсутствовал как таковой.
Общие положения Кодекса торгового мореплавания Союза ССР 1968 года о договоре морского страхования уже предусматривают возможность выплаты возмещения лицу, в пользу которого заключен договор морского страхования. Однако применительно к абандону право на отказ от застрахованного имущества по-прежнему предоставляется в КТМ 1968 года только страхователю. При этом расширен как перечень имущества, так и перечень обстоятельств, дающих право на абандон. В частности, под имуществом, в отношении которого страхователем может быть заявлен отказ от прав, понимается судно и/или груз. Обстоятельства, дающие право на абандон, это:
• пропажа судна без вести;
• экономическая нецелесообразность восстановления или ремонта судна (полная конструктивная гибель судна);
• экономическая нецелесообразность устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения;
• захват судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев.
Автор обращает внимание, что фактическая гибель имущества ни в КТМ 1929 года, ни в КТМ 1968 года основанием для заявления абандона не являлась. Логика законодателя, представляется, была следующей.
В ряде случаев полная фактическая гибель означает либо абсолютное уничтожение предмета страхования, либо его выбытие из области воздействия человека (например, разлом судна и его затопление на большой глубине и/или разлив жидкого груза и/или растворение кристаллического груза водой). Полная фактическая гибель имущества влечет прекращение права собственности на данное имущество у самого страхователя. Соответственно, отказаться от прекратившегося права в пользу кого- либо/передать то, что уже не существует, невозможно.
Помимо этого, фактической гибелью может считаться ситуация, когда имущество не исчезает без остатка, но полностью утрачивает свои первоначальные свойства (например: выброс судна на берег и его полное разрушение и/или гидратация груза цемента и его отвердевание). Выплата полной страховой суммы в таких случаях при оставлении за страхователем прав на остатки имущества создает почву для обогащения страхователя за счет страхования. Для таких случаев в КТМ 1929 года и КТМ 1968 года защита прав страховщика и одновременно исключение риска обогащения страхователя осуществлялись путем прямого указания в законе, что уплата полной страховой суммы влечет переход к страховщику прав на застрахованное имущество в полном объеме либо в пропорциональной части (при страховании имущества не в полной стоимости). Такой переход права возникал автоматически, без волеизъявления на то страхователя, и распространялся как на судно, так и на груз.
В КТМ РФ случай фактической гибели судна и/или груза был перенесен в перечень обстоятельств, дающих основание для заявления абандона. Иными словами, переход прав на фактически погибшее имущество к страховщику был поставлен в зависимость от волеизъявления страхователя.
С одной стороны, страховщики могут найти для себя преимущество в такой формулировке закона. В частности, если страхователь своим правом на отказ от застрахованного имущества не воспользовался, то страховщик не сталкивается с проблемой принять на свой баланс крайне неудобное имущество и — главное — не несет обязанностей по его содержанию, удалению, утилизации и пр.
С другой стороны, по мнению автора, данное изменение в главу о морском страховании и, в частности, в положения об абандоне является менее удачной редакцией по сравнению с прежними правилами. В частности, автоматический переход к страховщику прав на застрахованное имущество после выплаты полной страховой суммы исключал риск извлечения страхователем выгоды и обогащения за счет страхования в некоторых ситуациях. Например, в практике автора встречались инциденты, когда получивший полную страховую сумму страхователь реализовывал принадлежащие ему годные остатки (дорогостоящие судовые механизмы, оборудование, подлежащие восстановлению) и фактически получал от страхования прибыль. Минимизировать подобные риски можно путем включения в правила и/или договор страхования условия о том, что в случаях, когда застрахованное имущество утрачено не полностью, но потеряло свои первоначальные свойства и перестало существовать в своем исходном виде и/или его восстановление экономически нецелесообразно, страховое возмещение выплачивается в размере полной страховой суммы за вычетом стоимости годных остатков. Следует отметить, что многие российские страховщики такое условие в свои договоры включают. С практической точки зрения вопрос «годности» остатков имущества, их инвентаризации и определения цены может вызвать споры между страхователем (выгодоприобретателем) и страховщиком. Также оценка оставшегося имущества в любом случае влечет расходы. При этом, как представляется автору, соответствующие затраты со стороны страховщика могут быть оправданной «частной жертвой в целях общей экономии».
Помимо риска обогащения страхователя (выгодоприобретателя), предоставление страхователю выбора отказаться либо не отказаться от своих прав на застрахованное имущество в случае его гибели в обмен на получение полной страховой суммы, а также императивный характер норм об абандоне создали, по мнению автора, также некоторую почву для злоупотреблений. Данная точка зрения основана на периодически возникающих в практике случаях «шантажа абандоном» со стороны страхователей. Зачастую такие случаи сопряжены со сложностями установления причин гибели имущества, явной или возможной грубой неосторожностью страхователя (выгодоприобретателя), большим размером затрат на устранение последствий гибели, прочими обстоятельствами, которые могут иметь значение для страховщика при рассмотрении вопроса о выплате страхового возмещения.
По многолетним практическим наблюдениям автора, стандартное понимание последствий заявления страхователем абандона заключается в возникновении у страховщика безусловной обязанности принять имущество (его остатки) и выплатить полную страховую сумму. Такое понимание основано, в частности, на п. 1—2 ст. 278 КТМ РФ и п. 3 ст. 279 КТМ РФ:
• «... В указанных случаях к страховщику переходят все права на застрахованное имущество...»;
• «Соглашение сторон, противоречащее правилам, установленным настоящей статьей, ничтожно»;
• «Заявление об абандоне должно быть безусловным и не может быть взято страхователем или выгодоприобретателем обратно».
Практика автора свидетельствует, что не только страхователи и выгодоприобретатели, но также страховщики считают обязанность выплатить полную страховую сумму безусловной. Соответственно, бывают ситуации, когда страховщики даже в спорных случаях считают, что право ссылаться на освобождающие от выплаты обстоятельства у них отсутствует.
Но является ли обязанность страховщика выплатить полную страховую сумму безоговорочной? Означает ли заявление абандона, что страховщик утрачивает право ссылаться на возражения, основанные на договоре страхования и законе? На что именно распространяется правило о ничтожности соглашения сторон, изменяющее положения ст. 278 КТМ РФ?
Именно эти вопросы побудили автора остановиться на проблеме прав страховщика, возникающих при заявлении страхователем абандона, в противовес его обязанностям принять имущество и выплатить полную страховую сумму.