Речь идет о приказе Минтранса России от 02.10.2023 года № 331 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах гражданской авиации» (зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2023 года № 75806
) – далее
«Приказ № 331». Приказ № 311 вступает в силу
с 1 сентября 2024 года.
В части орнитологической безопасности полетов [1]следует обратить внимание на следующие наиболее важные аспекты федеральных авиационных правил (далее –
«ФАП»), утвержденных Приказом № 331:
1. Четко определена зона ответственности оператора аэродрома (аэропорта): высота от 0 до 60 м при заходе на посадку и от 0 до 150 м при наборе высоты, а также при выполнении руления, на этапах разбега при взлете и пробега после посадки (пункт 1 ФАП). Ранее такая зона ответственности уже была обозначена в судебной практике (со ссылками на документы ИКАО).
2. Применительно к вопросам ответственности операторов аэродромов ФАП содержат несколько иные формулировки, нежели действовавшие до конца 2020 года правила РООП ГА-89 [2]. Так, согласно пункту 13 ФАП, оператор аэродрома должен:
- анализировать и прогнозировать орнитологическую обстановку;
- информировать орган обслуживания воздушного движения об орнитологической обстановке на аэродроме;
- проводить занятия по орнитологическому обеспечению полетов с работниками;
- контролировать правильность и своевременность принятия мер по сведению к минимуму вероятности столкновений воздушных судов с птицами и другими объектами животного мира;
- осуществлять контроль за исправностью средств отпугивания птиц и обеспечивать организацию их ремонта и обслуживания.
3. ФАП направлены на
«уменьшение опасности» и
«сведение к минимуму вероятности столкновений». В них не идёт речь о том, что оператор аэродрома обязан
исключить любые такие столкновения, что было частым утверждением в целом ряде судебных решений [3], принятых на основании РООП ГА-89 (в частности, в обоснование столь жесткой для аэропортов позиции суды ссылались на пункт 2.8 этого документа, который говорил о том, что «на аэродромах должны приниматься
всевозможные меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами»).
4. С учетом формулировок нового документа вполне вероятно, что судебная практика применения ФАП пойдёт по пути освобождения операторов аэродромов от ответственности в тех случаях, когда они приняли все зависящие от них меры для
уменьшения опасности и сведения к минимуму вероятности столкновения, но единичное случайное столкновение всё равно произошло.
5. Несмотря на то, что ФАП перечисляют средства и методы отпугивания птиц (пункт 38), они не наполнены конкретным содержанием с точки зрения тех практических шагов, которые должны быть сделаны оператором аэродрома. Вместо этого, данные конкретные шаги должны быть определены в инструкции по орнитологическому обеспечению полетов, утверждаемой оператором аэродрома. Инструкция должна быть разработана и принята в каждом аэропорту
«исходя из местных особенностей орнитологической обстановки».
Предполагаем, что подобная индивидуализация требований позволит операторам аэропортов более гибко подходить к вопросам обеспечения орнитологической безопасности и повышать ее эффективность без чрезмерных расходов. Вместе с тем, возможно усложнение судебных разбирательств, связанных со столкновениями птиц с воздушными судами, поскольку судам придется более тщательно исследовать технологические особенности системы обеспечения орнитологической безопасности конкретного аэропорта, проверять обоснованность принятия аэропортами тех или иных решений.
________________
[1] Сфера применения ФАП шире и охватывает другие объекты животного мира.
[2] Приказ МГА СССР от 26.12.1988 года № 209 «Об утверждении Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации».
[3] Например: дела А08-8573/2020, А07-7019/2022, А60-35179/2018.