Медиа-центр
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Новости

The Legal 500 - 2021: «Соколов, Маслов и партнеры» в числе лидеров российского юридического рынка
Юридическая компания «Соколов, Маслов и партнеры» традиционно демонстрирует высокие результаты в категории транспорта (Transport - ranked: tier 3). Эксперты отмечают большое доверие к юристам фирмы со стороны крупных международных транспортных компаний, судовладельцев, фрахтователей, грузовладельцев, авиаперевозчиков, аэропортов и страховых компаний.

Клиенты компании высоко оценивают опыт наших экспертов в области воздушного права: «Юристы фирмы отлично разбираются в вопросах воздушного права, последовательно и системно решают поставленные задачи. Качество и сроки работы полностью оправдывают ожидания. Хотим отметить чуткое отношение к клиенту и готовность оперативно реагировать на все запросы».

Клиенты фирмы в области морского права выделяют профессионализм наших специалистов и высокий уровень обслуживания: «Юристы фирмы – это профессионалы своего дела. Мы ценим их ориентированность на результат и эффективность, мы можем им доверить решение самых сложных проблем. Также хотим отметить высокое качество обслуживания и оперативность оказываемых услуг: ни один вопрос не остается без своевременного ответа».

Персонально в рейтинге отмечены управляющий партнер Ифтихар Пиров, партнер Камран Пиров и старший юрист Анна Меркулова.
Комментарии в СМИ

Какие риски несут "Северному потоку-2" маневры польского флота

Елена Попова
Партнер юридической фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова обращает внимание на тот факт, что строительство трубопровода сейчас ведется в исключительной экономической зоне Дании. Согласно ст. 58 Конвенции ООН по морскому праву, здесь все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются свободами судоходства и полетов.

Правило распространяется в том числе на подводные лодки и рыболовецкие суда. Соответственно, трактовать как провокацию факт прохода иностранных кораблей через район, где находятся трубоукладчики «Фортуна», «Академик Черский» и суда обеспечения, неправомерно, уверена Елена Попова.

Столь же сомнительными пока выглядят и утверждения представителей филиала Nord Stream 2 AG о неких попытках воспрепятствования осуществлению экономического проекта путем навигационных маневров, создающих некие риски аварии. Инциденты на море с участием судов не редкость, и далеко не всегда за ними стоит злой умысел, отмечает юрист.

«Вспомнить недавнее ЧП в Суэцком канале. Несмотря на многочисленные публикации в связи с данным событием, вряд ли было хоть одно предположение о провокации со стороны Панамы как государства флага севшего на мель судна против мирового торгового мореплавания», – сказала Елена Попова.

В заявлениях о повышенной активности иностранных морских и воздушных судов в районе строительства «Северного потока-2» упоминается зона безопасности. Информация должна быть опубликована в извещениях мореплавателям, то есть навигационных предупреждениях. Однако это не запрет на судоходство, а всего лишь уведомление о навигационных особенностях и рисках в конкретных географических координатах. «Таким образом, нарушений международного права в самом факте появления в этой зоне чужих кораблей и самолетов формально нет», – констатирует Елена Попова.

Вместе с тем для эксперта очевидны риски повреждения судов и оборудования, задействованных в проекте. Как известно, трубоукладчики «Фортуна» и «Академик Черский» – единственные в России суда такого типа. В случае выхода их из строя найти замену практически невозможно. Это повлечет приостановку работ на неопределенный срок.

«Кроме того, нельзя исключить повреждение самого трубопровода. Хотя глубина, на которой он прокладывается, слишком большая, чтобы его могло задеть обычное судно, но с субмариной, командир которой решит лечь на грунт, такой вариант вполне возможен», – напоминает Елена Попова.

Подобный инцидент чреват не только срывом поставок углеводородного сырья на время ремонта «трубы». Юрист не исключает, что страховые компании ввиду серьезных убытков в дальнейшем могут отказаться покрывать риски в отношении «Северного потока-2», что может поставить под вопрос его полноценную эксплуатацию.

Источник - Еженедельный журнал "Профиль"
Комментарии в СМИ

«Альтернатива — Северный путь»: какие последствия будут у «пробки Суэца»

Елена Попова
«Инцидент с судном Ever Given в Суэцком канале затронет интересы широкого круга лиц. Природа и размер убытков будут зависеть от многих факторов: от характера интереса соответствующего лица, от условий обязательств, на исполнение которых повлиял инцидент, от сроков устранения последствий инцидента и возобновления работы Суэцкого канала, от прочих обстоятельств», — пояснила «Газете.Ru» партнер юридической фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» и арбитр Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ Елена Попова.

Источник - ГАЗЕТА.RU
Публикации

Абандон: некоторые практические вопросы

Елена Попова
Институт абандона вызывает много вопросов в российской страховой практике. Настоящая статья призвана дать толкование положений российского законодательства, касающихся абандона, уделив особое внимание правам и обязанностям страховщика. На практике ответственность страховщика при получении уведомления об абандоне иногда понимается как безусловная. Автор полагает, что страховщик действительно вправе ссылаться на обстоятельства, освобождающие от возмещения.

Страховать морские суда и грузы от повреждений и гибели непросто. Еще сложнее заниматься урегулированием убытков, которые в данном виде страхования зачастую крупные. Как известно, большие деньги большие проблемы. Или большие споры, особенно, когда позиции страхователя и страховщика расходятся из-за неясностей закона и отсутствия судебной практики.

Одним из таких спорных аспектов морского страхования является на практике и по наблюдениям автора абандон.

Действующим российским законодательством институт абандона урегулирован мало: всего двумя статьями Кодекса торгового мореплавания РФ, и — для точности анализа — еще одной Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Конечно, имеется некоторая судебная практика, но она немногочисленна, и ясных ответов на вопросы, возникающие в связи с реализацией страхователем или выгодоприобретателем права на отказ от застрахованного имущества в пользу страховщика, имеющиеся позиции судов также не дают.

В этой связи целью настоящей статьи автором выбрано исследование некоторых практических проблем, с которыми могут столкнуться участники страховых правоотношений при абандоне. А поскольку задача юриста — не просто обозначить проблемы, но предложить их решение, автор берет на себя смелость ответить на острые вопросы из опыта собственной работы по страховым делам.

Значительную поддержку в анализе проблемных вопросов действующего законодательства автор почерпнула в изучении уже утративших силу норм об абандоне. В этой связи соответствующие нормы периодически приводятся ниже, выполняя двойную функцию: исторической справки и обоснования логики выводов автора.

Читать полностью →
Новости

Фирма «Соколов, Маслов и партнеры» рекомендована в транспортных номинациях ежегодного рейтинга юридических компаний «Право-300»
По итогам прошедшего года наша фирма отмечена среди лучших юридических фирм России в категориях Морское право и Транспортное право.
Комментарии в СМИ

Почему «Фортуна» отвернулась от «Северного потока-2»

Елена Попова
Партнер юридической фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова такого варианта развития события тоже не исключает. «Согласно заявлениям МРТС, оно является фрахтователем «Фортуны» по бербоут-чартеру, то есть арендатором. Если договором не предусмотрено иное, то фрахтователь вправе передать судно в субаренду (суббербоут-чартер) иному лицу, которое и будет осуществлять эксплуатацию», – говорит юрист.

В этом случае субарендатор, с точки зрения Кодекса торгового мореплавания РФ, и будет считаться судовладельцем. При этом надо понимать, что передача «Фортуны» в субаренду санкционные риски для МРТС полностью не исключает, поскольку компания все равно останется в цепочке правообладателей.

На этот случай есть другой выход – досрочное изъятие судна из владения и пользования. Это возможно либо в случаях, предусмотренных бербуот-чартером, либо по соглашению сторон, подчеркнула Елена Попова.

Источник - Еженедельный журнал "Профиль"
Комментарии в СМИ

Почему Дания не стала затягивать с новым решением по «Северному потоку-2»

Елена Попова
«Дания осенью 2019 года выдала разрешение на проведение работ, которое основывалось на оценке рисков при использовании судов с определенными техническими характеристиками. Прямым запретом в отношении судов с системой якорного позиционирования в буквальном смысле оно не являлось», – напоминает партнер юридической фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова.

Выход из проекта швейцарской компании Allseas, которой принадлежат трубоукладчики Pioneering Spirit и Solitaire, строившие в прошлом году «Северный поток-2», но остановившие работы из-за санкций США, вынудил искать им замену. Выбор остановился на «Академике Черском» и «Фортуне», которые по техническим характеристикам отличаются от судов компании Allseas, подчеркнула Елена Попова.

Источник - Еженедельный журнал "Профиль"
COVID-19

Разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по некоторым вопросам арендных отношений в условиях пандемии COVID-19
В дополнение к ранее выпущенному Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 от 21.04.2020 года, посвященному, в том числе, вопросам толкования норм о непреодолимой силе (форс-мажоре), Верховный Суд Российской Федерации выпустил Обзор № 2 (далее - «Обзор № 2»; утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 года).

В Обзоре № 2 Верховный Суд РФ, в частности, разъясняет положения «антикризисного» законодательства, посвященного аренде недвижимого имущества: анализирует статью 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – «Закон № 98-ФЗ»), а также принятое в его развитие постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества» (далее – «Постановление № 493»). Читать полностью →
Комментарии в СМИ

Как «Газпром» сможет воспользоваться польским газопроводом Baltic Pipe

Елена Попова
Аналогичной точки зрения придерживается партнер юридической фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова. Прохождение одной трубы над другой – прежде всего технический вопрос, говорит она.

«Бесспорно, что это требует оформления ряда документов. Однако юридические аспекты в данном случае лежат вне рамок Конвенции ООН по морскому праву и имеют договорную природу», – уточнила юрист.

Вместе с тем Елена Попова напомнила, что для Baltiс Pipe необходимо разрешение всех прибрежных государств, через территориальное море или исключительную экономическую зону которых пройдет трасса газопровода – Польши, Дании и Швеции.

В настоящее время проект поддержали Польша и Дания – главные заинтересанты. С этим проблем не возникло, ведь вопросы строительства газопровода в территориальных водах подлежат внутреннему урегулированию каждым государством.

Швеция же работы в своей исключительной экономической зоне еще не санкционировала. Согласно Морскому праву, в этих водах государства пользуются свободой прокладки подводных трубопроводов, но обязаны учитывать права и обязанности «хозяев», соблюдать их законы и правила.

В свою очередь прибрежные государства не вправе препятствовать таким проектам, подчеркнула Елена Попова. Следовательно, Швеция рано или поздно Baltiс Pipe одобрит.

Источник - Еженедельный журнал "Профиль"
COVID-19

Разъяснения Верховного Суда Российской Федерации в отношении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) в условиях пандемии COVID-19
Верховный Суд Российской Федерации выпустил Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года).

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (форс-мажора), то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Читать полностью →
Новости

The Legal 500 - 2020: «Соколов, Маслов и партнеры» в числе лидеров российского юридического рынка
Фирма «Соколов, Маслов и партнеры» названа в числе лучших фирм российского рынка юридических услуг по версии международного рейтинга The Legal 500.

Юридическая компания «Соколов, Маслов и партнеры» традиционно демонстрирует высокие результаты в категории транспорта (Transport - ranked: tier 3). Эксперты отмечают широкий опыт фирмы в области транспортного права: в вопросах финансирования, строительства и приобретения морских судов, в вопросах правовой помощи при наступлении аварий и других инцидентов на море, а также опыт в области судебных разбирательств и арбитраже.

Персонально в рейтинге отмечен управляющий партнер Михаил Соколов.
COVID-19

Договор аренды недвижимости: изменения в законодательстве в связи с пандемией коронавируса
Новое регулирование, касающееся арендных отношений

Для того чтобы помочь арендодателям и арендаторам недвижимого имущества адаптировать их отношения к меняющимся экономическим условиям, в федеральный закон от 01.04.2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Закон № 98-ФЗ) была включена статья 19, посвященная аренде.

В развитие положений части 1 статьи 19 Закона № 98-ФЗ Правительство РФ приняло Постановление от 03.04.2020 года № 439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества» (Постановление № 439).

Наряду с существующими нормами права, Закон № 98-ФЗ (статья 19) и Постановление № 439 формируют правовую основу взаимоотношений арендодателя и арендатора в период борьбы с пандемией COVID-19 в Российской Федерации. Читать полностью →
Комментарии в СМИ

Маневры потенциального трубоукладчика «Северного потока-2» стали операцией ВМФ

Елена Попова
«Международными актами не предусмотрен арест на основании санкций какого-либо государства, носящих общий характер. Однако известны случаи, когда аресты на суда накладывались в нарушение положений Конвенции ООН по морскому праву или Конвенции об арестах», – пояснила «Профилю» партнер юридической фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова.

Арест судна всегда влечет серьезные последствия для судовладельца. Каждый день простоя судна – это существенные расходы на его содержание, продолжила юрист. Кроме того, нельзя забывать об упущенной выгоде и убытках в виде требований контрагентов, обязательства перед которыми не могут быть исполнены. В результате издержки могут достигать от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов долларов, уточнила Елена Попова.

Источник - Еженедельный журнал "Профиль"
Новости

Михаил Соколов в числе лучших юристов России по версии Best Lawyers
Михаил Соколов, управляющий партнер «Соколов, Маслов и партнеры» вошел в число ведущих экспертов России в области морского права, арбитража и медиации по данным независимого международного рейтинга юристов Best Lawyers-2020.
Новости

Мария Баглариду, старший юрист фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» защитила кандидатскую диссертацию
Мария Баглариду, старший юрист фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по теме «Компенсация морального вреда, причиненного пассажиру при воздушной перевозке, по законодательству России и зарубежных стран».

Поздравляем Марию и желаем дальнейших профессиональных успехов!
Мероприятия

Сергей Селиверстов выступил на бизнес-форуме Норвежско-Российской торговой палаты в Калининграде
В рамках мероприятия, которое прошло 12-13 ноября 2019 года, состоялось обсуждение проблем и перспектив развития норвежско-российского сотрудничества в различных отраслях бизнеса.

Партнер фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Сергей Селиверстов выступил с докладом на тему «Юридические и административные механизмы развития аквакультуры в России». В своем выступлении Сергей рассказал о регулировании организации рыбоводства в России, и о государственных и региональных мерах поддержки предприятий аквакультуры.
Комментарии в СМИ

Победный звук газовой трубы. «Северный поток-2» пройдет через датские воды, но на берегу проект ждут новые ограничения

Елена Попова
Партнер юридической фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова в комментарии «Профилю» напомнила о статье 58 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой в исключительной экономической зоне все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются свободой прокладки подводных трубопроводов и иными правомерными видами использования моря, в том числе и эксплуатацией подводных трубопроводов.

«Поскольку при реализации принципа свободы прокладки трубопроводов в исключительной экономической зоне должны учитываться права и обязанности прибрежного государства, они вправе корректировать действия иных государств. Однако принимаемые решения, законы и правила не должны быть несовместимы с Конвенцией ООН», – подчеркнула юрист.

Источник - Еженедельный журнал "Профиль"
Публикации

The Draft Convention on the Recognition of Judicial Sale of Ships

Елена Попова
There have been many years of problems related to recognition of court judgments of a state where a ship was arrested and sold by another state (among other things, but not limited to, by the state where the ship, with all rights, encumbrances thereupon, was registered before her forced sale). Yet the issues remained unregulated.

Several years ago, the International Maritime Committee submitted a proposal for work on an international instrument covering and settling the problematic issues. The respective instrument – draft convention on the recognition of judicial sale of ships – has gotten the name of the Beijing Draft.

While the Beijing Draft deserves detailed comments, due to the limited format of this article, here we focus on one issue which is important and relevant to various jurisdictions – that of notification about the judicial sale.... Читать полностью →
Мероприятия

Сергей Селиверстов выступил на Девятой Конференции по воздушному праву в Санкт-Петербурге

Конференция, состоявшаяся 4 октября 2019 года, собрала представителей крупных авиакомпаний, ведущих образовательных учреждений, государственных организаций, экспертов и юристов в области воздушного права.

Партнер фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Сергей Селиверстов представил доклад на тему: «Распределение ответственности между аэропортами и авиакомпаниями в случаях столкновения самолетов с птицами». В своем выступлении Сергей проанализировал судебную практику по делам, связанным со столкновениями воздушных судов с птицами, дал практические рекомендации по действиям в случае инцидента для авиакомпаний и аэропортов.
Мероприятия

Партнер фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Сергей Селиверстов принял участие в 24-ой Ежегодной Конференции «Актуальные вопросы страхования авиационных и космических рисков»

Конференция, которая состоялась с 25 по 27 сентября 2019 года, была организована Российской ассоциацией авиационных и космических страховщиков.

В своем выступлении Сергей Селиверстов осветил актуальные вопросы, касающиеся гражданской ответственности аэропортов в судебной практике, а также дал юридические рекомендации для страхового сообщества и операторов аэропортов.
Комментарии в СМИ

Российский газ прорывает искусственно созданные преграды на пути в Европу

Елена Попова
Юристы подтверждают, что оснований для отказа по двум оставшимся заявкам у датского правительства нет. В силу статьи 58 Конвенции ООН по морскому праву в исключительной экономической зоне все государства, в том числе не имеющие выхода к морю, пользуются свободой прокладки и последующей эксплуатации подводных трубопроводов. При этом законы и правила, принимаемые прибрежными государствами на национальном уровне, должны быть совместимы с конвенцией, отмечает партнер юридической фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова. «Таким образом, Дания не вправе препятствовать строительству газопровода в своей исключительной экономической зоне. Экологические и иные требования должны быть разумными и не могут блокировать реализацию установленных международными договорами прав других государств», – подчеркнула она.

В принципе международное морское право допускает, что при определенных обстоятельствах участок трубопровода в исключительной экономической зоне прибрежного государства вообще может быть построен без его согласия. Правда, в этом случае нельзя исключить обращение в суд или арбитраж. Елена Попова высказала предположение, что подобный иск мог бы касаться толкования или применения норм Конвенции ООН. «Его рассмотрение может занять несколько лет. Перспектива принятия решения в пользу Дании, на мой взгляд, сомнительна», – подытожила юрист.


Источник - Еженедельный журнал "Профиль"
Публикации

Litigating professional liability disputes in Russia

Елена Попова
1. What is the structure of the court system where professional liability disputes can be brought?

Professional liability disputes are dealt with under the general procedural rules.

The civil litigation system – when considering of PI claims – includes the civil courts (for cases involving an individual) and the arbitrazh courts (for cases involving legal entities from both sides and/or individual entrepreneurs).

The Russian civil litigation system has the following court structure:

- Civil courts: first instance, appeal court, cassation court and Supreme Court as supervisory court;

- Arbitrazh courts: first instance, appeal court, cassation court, the Board for Economic disputes at the Supreme Court as second cassation, and the Presidium of the Supreme Court as supervisory court... Читать полностью →
Публикации

IATA Aviation Liability Reporter 2018

Сергей Селиверстов, Алина Анискина, Всеволод Кривоносов
Analysis of legal developments in the international airline industry during 2017

On 21 August 2017 the Montreal Convention for the Unification of Certain Rules for International Carriage by Air dated 28 May 1999 (the "Montreal Convention") came into legal force for the Russian Federation. The Montreal Convention, however, does not apply to (a) internal air carriage performed by Russia for non-commercial purposes in connection with the exercise of its functions and duties as a sovereign state, and (b) carriage of persons, cargo and baggage carried out for the military authorities on aircraft registered in or leased by Russia that are fully reserved by, or on behalf of, these authorities. Читать полностью →
Публикации

The Legal Status of Electronic Bills of Lading in Russia

Елена Попова
Generic Issues

i. Please describe the legal status of electronic documents in your local jurisdiction with particular reference todocuments used in international trade. (This will include bills of lading and may also include bills of exchange.)

Russian law does not directly regulate issues related to electronic bills of lading (the "eB/L").

Both bills of lading and bills of exchange, are items of securities as a matter of Russian law. In order that electronic (paperless) bills of lading and bills of exchange be acknowledged as securities, the following
requirements shall be met: Читать полностью →
Публикации

Electronic signatures: are they valid and enforceable in Russia?

Елена Попова
Are electronic signatures legally valid?

The following categories of electronic signature are recognised:
(1) Simple
(2) Enhanced encrypted and non-certified
(3) Enhanced encrypted and certified
Electronic signatures falling into category (3) ('enhanced encrypted and certified') are deemed to have value equal to a handwritten signature unless a specific law applicable to the particular document requires execution in paper form. Читать полностью →
Новости

The Legal 500 - 2019: «Соколов, Маслов и партнеры» в числе лучших юридических фирм России
Фирма «Соколов, Маслов и партнеры» названа в числе лучших фирм российского рынка юридических услуг по версии международного рейтинга The Legal 500.

Юридическая компания «Соколов, Маслов и партнеры» традиционно демонстрирует высокие результаты в области транспорта (Transport - ranked: tier 3). Эксперты подчеркивают высокую надежность фирмы, уникальность и эффективность наших рекомендаций.

Персонально в рейтинге отмечены партнеры Сергей Селиверстов и Елена Попова.

Новости

Chambers Europe 2019: «Соколов, Маслов и партнеры» в числе лидеров российского юридического рынка
Юридическая фирма «Соколов, Маслов и партнеры» поднялась в первую группу категории «Транспорт» в международном рейтинге Chambers Europe 2019 (Transportation: Shipping, Band 1).

Клиенты высоко оценили опыт юристов в области разрешения споров, в вопросах арестов и столкновений судов, в консультировании по управлению и финансированию торгового и рыбопромыслового флота.

Елена Попова, партнер «Соколов, Маслов и партнеры», вошла в группу индивидуального рейтинга в области морского права (Transportation: Shipping, Band 2). Клиенты выделили ее опыт в сфере морского права и морского страхования.
Мероприятия

Сергей Селиверстов принял участие в X Международной конференции «Авиационное и космическое страхование в России»
В конференции, которая состоялась 20 и 21 февраля 2019 года, приняли участие руководители и специалисты предприятий космической и авиационной отрасли, представители страхового бизнеса, эксперты и юристы в сфере авиационного права.

Партнер фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Сергей Селиверстов выступил с докладом на тему «Столкновение с птицами: кто несет ответственность». В своем выступлении Сергей осветил российскую судебную практику по случаям столкновений воздушных судов с птицами, а также представил план действий для авиакомпаний и аэропортов после столкновения.

Показать больше
Комментарии в СМИ

У Курил огромный экономический потенциал, что объясняет желание Японии овладеть ими

Елена Попова

Незадолго до визита премьера Синдзо Абэ в Москву японские СМИ сообщили, что Токио якобы отказался от концепции «надо получить все четыре острова сразу» и готов пока ограничиться двумя. Однако даже в случае перехода к Японии лишь островов Хабомаи и Шикотан неизбежно встанет вопрос об изменении морской границы с Россией. Под контроль Токио перейдут участки территориального моря и прилегающей исключительной экономической зоны, напоминает партнер АО «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова.

«В настоящее время акватория Охотского моря в районе Южных Курил российская. Наша страна имеет права на разведку, разработку, сохранение природных живых и неживых ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах», – сказала юрист.

Источник: Еженедельный журнал "Профиль"
Мероприятия

Сергей Селиверстов выступил на конференции «Модернизация Договора к Энергетической Хартии» во Дворце мира в Гааге
Конференция состоялась 13 декабря 2018 года и собрала ведущих экспертов в области мировой энергетики.

Сергей Селиверстов, партнер фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» выступил с докладом «Модернизация Договора к Энергетической Хартии и Российская Федерация». В своем выступлении Сергей осветил взаимодействия России и Европы в энергетической сфере в рамках Энергетической хартии и хартийного процесса.
Публикации

Европейское право. Отрасли права Европейского Союза и Евразийского экономического союза.

Сергей Селиверстов, Иван Гудков
«Европейское право. Отрасли права Европейского Союза и Евразийского экономического союза» - учебник, в котором рассмотрены содержание и особенности европейского права, показаны его становление, эволюция и современная структура.

Глава, посвященная энергетическом европейскому праву, написана Сергеем Селиверстовым, партнером «Соколов, Маслов и партнеры» и Иваном Гудковым, заместителем начальника управления юридического департамента ПАО «Газпром». Авторы осветили правовое регулирование энергетической отрасли в Европе, проанализировали законодательство и особенности применения правовых норм в области энергетики в Европейском Союзе. Читать полностью →
Мероприятия

Елена Попова приняла участие в Восьмой международной конференция Союза морских страховщиков «Морское Страхование в России 2018»
В конференции, которая состоялась 29 ноября 2018 года, приняли участие руководители и специалисты судоходных компаний, представители страхового бизнеса, эксперты и юристы в сфере морского и международного права.

Елена Попова – партнер фирмы «Соколов, Маслов и партнеры», арбитр Морской арбитражной комиссии, член Королевского института арбитров Англии – представила доклад на тему «Абандон в морском страховании: ключевые аспекты». В своем выступлении Елена раскрыла понятие абандона, осветила основания и особенности его заявления, проанализировала российское и английское законодательство в данной области.
Мероприятия

Партнер «Соколов, Маслов и партнеры» Сергей Селиверстов принял участие в Восьмой конференции по воздушному праву
В конференции, которая состоялась 26 октября 2018 года, приняли участие более 120 делегатов из разных стран, в числе которых представители органов власти и авиационного бизнеса, страховые компании, ведущие юристы и эксперты в области авиации.

Партнер фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Сергей Селиверстов выступил с докладом на тему "Моральный вред и компенсаторные обязательства авиаперевозчиков и страховщиков (по российскому и международному праву)", в котором осветил вопросы юридического характера, связанные с различными аспектами компенсации морального вреда пассажирам воздушных судов.
Мероприятия

Эксперты «Соколов, Маслов и партнеры» на международной научно-практической конференции «Договор как общеправовая ценность»
24 октября 2018 года Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации провел международную научно-практическую конференцию – XIII Ежегодные научные чтения, посвященные памяти профессора С.Н. Братуся, на тему «Договор как общеправовая ценность».

В мероприятии приняли участие ведущие российские и зарубежные ученые и практики, судьи высших судебных инстанций, сотрудники международных организаций и представители бизнес-сообщества. На конференции обсуждались место и значение института договора и динамика развития договорных отношений в различных отраслях права.

Партнер «Соколов, Маслов и партнеры» Сергей Селиверстов выступил с докладом на тему «Энергосервисные договоры: особенности правового регулирования и практической реализации», в котором осветил аспекты юридического регулирование вопросов энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Старший юрист «Соколов, Маслов и партнеры» Всеволод Кривоносов принял участие в работе круглого стола «Договоры в сфере публичных закупок», юрист Максим Шинко участвовал в круглом столе «Цифровизация экономики и судьба традиционных правовых институтов».
Мероприятия

Специалисты «Соколов, Маслов и партнеры» приняли участие в VI Российско-Норвежском бизнес-форуме «Экономика моря. Инновации в новых реалиях»
В рамках мероприятия, которое прошло 18 октября 2018 года, состоялось обсуждение современных тенденций реформирования и развития российской экономики, а также проблем и перспектив развития норвежско-российского сотрудничества. Организаторами мероприятия выступили Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Норвежско-российская торговая палата. В работе форума приняли участие представители органов власти России и Норвегии, общественных организаций, научного сообщества, а также руководители крупнейших компаний и ведущие эксперты нефтегазового сектора, транспортно-логистической сферы, судостроительного комплекса и рыбного хозяйства.

Партнер «Соколов, Маслов и партнеры» Сергей Селиверстов принял участие в сессии «Аквакультура - дорога в будущее», старший юрист Всеволод Кривоносов – в сессии «Российско-норвежское сотрудничество в сфере судостроения и морской технологии».
Мероприятия

Партнер фирмы «Соколов, Маслов и партнеры», арбитр Морской арбитражной комиссии Елена Попова выступила на семинаре "Безопасность мореплавания и морское страхование - правовые аспекты и арбитражная практика"
13 сентября 2018 г. Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации провела семинар "Безопасность мореплавания и морское страхование - правовые аспекты и арбитражная практика". Свои опытом в сфере морского страхования поделились арбитры МАК и ведущие эксперты в области морского права.

Елена Попова, партнер фирмы «Соколов, Маслов и партнеры», арбитр Морской арбитражной комиссии, член Королевского института арбитров выступила с докладом на тему «Исковая давность в спорах из договоров морского страхования». В своем выступлении Елена проанализировала практику МАК за последние годы и аргументацию арбитров при принятии решений в вопросе определения момента, с которого исчисляется исковая давность.
Комментарии в СМИ

Рыбный «косяк»

Елена Попова
Прогресс достигнут в том числе и потому, что в 2013 году России удалось доказать права на 52 тыс. квадратных километров акватории в центре Охотского моря. Ранее этот участок, окруженный со всех сторон 200‑мильной исключительной экономической зоной РФ, считался «открытым морем». В анклаве могли вести лов рыбы суда любых государств. Осуществлять контроль за ними было достаточно сложно. Ситуация изменилась после того, как специальная комиссия ООН признала морское дно в центральной части Охотского моря континентальным шельфом РФ, говорит партнер АО «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова.

Россия доказала, что континентальный шельф в Охотском море простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий. Россия осуществляет над данным участком Охотского моря суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов. Под природными ресурсами, на которые распространяются суверенные права в части континентального шельфа, Конвенция ООН понимает минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», т. е. организмы (в частности, крабы и молюски), которые в период, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами», – пояснила Попова.

Источник: Еженедельный журнал "Профиль"
Публикации

Insurance & Reinsurance 2018

Елена Попова
Regulation

1. Regulatory agencies.
Identify the regulatory agencies responsible for regulating insurance and reinsurance companies.
Since April 2014, insurance is regulated by the Central Bank of Russia and the Ministry of Finance. The Central Bank of Russia, in its capacity as 'mega-regulator', undertakes regulation and control in all spheres of the financial market. It is the authority that issues and revokes insurance licences, checks compliance with insurance legislation, including requirements for capital and reserves, and handles the registry of insurance professionals. The Ministry of Finance elaborates state policy and prepares draft bills in the sphere of insurance. Читать полностью →
Публикации

Ограничение возможности свободно распоряжаться средствами на банковском счете
За последнее время клиенты многих российских банков столкнулись с проблемой приостановления операций по счетам в одностороннем порядке без направления предварительных уведомлений со стороны банка в адрес клиента. Так же банки блокируют доступ клиентов к системам банковского дистанционного обслуживания. Указанные действия банки мотивируют необходимостью соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

Читать полностью →
Комментарии в СМИ

Азовский цугцванг

Елена Попова
Партнер АО «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова считает, что ситуацию усугубляет коллизия законодательства. Керченский пролив – это артерия, относящаяся к Азовскому морю и соединяющая его с Черным морем. Западным берегом пролива является полуостров Крым, восточным – Таманский полуостров. По Конституции РФ оба полуострова – российская территория. В части международных норм имеет смысл отдельно отметить Устав ООН, Конвенцию ООН по морскому праву, Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкский заключительный акт).

«Согласно Конвенции ООН по морскому праву, каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий (линий наибольшего отлива вдоль берега). Согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 года № 155 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», территориальным морем является примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль. Таким образом, Керченский пролив – часть территориального моря России», – отметила Попова.

Конвенция ООН по морскому праву и Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне устанавливают, что суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод на территориальное море и осуществляется с соблюдением норм международного права. Принцип суверенного равенства закреплен в качестве одного из основных принципов в Уставе ООН.

«Прибрежное государство может принимать в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву и другими нормами международного права законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении в числе прочего безопасности судоходства и регулирования движения судов», – уточнила Попова.

Помимо этого, по ее словам, предусмотрен перечень обстоятельств, которые позволяют считать проход иностранного судна нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Это дает основания государству предпринимать определенные меры в порядке осуществления суверенитета. Таким образом, если опираться на Конституцию РФ, действия России лежат в законной плоскости.

Однако Украина, а вместе с ней и многие страны не признают Крым и Керченский пролив частью РФ. Уставом и Конвенцией ООН по морскому праву установлена обязанность государств участников принимать меры по разрешению споров мирным путем, напомнила юрист. В частности, предусмотрена возможность обращения с иском в арбитраж или суд.

«По общему правилу заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов действиями ответчика, равно как и размер причиненного ущерба. Принципиальное значение имеет то, как арбитры (судьи) будут оценивать Крым и Керченский пролив: признают ли они его законной частью России или нет. Именно от этого зависит, чью сторону они в конечном счете примут», – резюмировала Попова.

Источник: Еженедельный журнал "Профиль"
Новости

The Legal 500 - 2018: «Соколов, Маслов и партнеры» в числе лидеров российского юридического рынка

Фирма «Соколов, Маслов и партнеры» названа в числе лидеров российского рынка юридических услуг по версии международного рейтинга The Legal 500.

Компания «Соколов, Маслов и партнеры» традиционно занимает высокие позиции в сфере транспорта (Transport - ranked: tier 3). Наши клиенты выделяют практики морского права и авиации.

Персонально в рейтинге отмечены партнеры Сергей Селиверстов и Ифтихар Пиров.

Публикации

Air Transport 2018

Михаил Соколов, Анна Архипова, Сергей Селиверстов
General

1. Which bodies regulate aviation in your country, under what basic laws?
Aviation is regulated in Russia by the following:

• the Ministry of Transport as the federal body of executive power in the sphere of transport, including air transport. The Ministry of Transport works out the state policy and deals with legal regulation in the sphere of, inter alia, aviation, use of the airspace and aero-navigational services provided to the users of the airspace... Читать полностью →
Показать больше
Chambers Europe 2018:

«Соколов, Маслов и партнеры» в числе лучших юридических фирм России
«Соколов, Маслов и партнеры» отмечена в числе лучших юридических фирм России в международном рейтинге Chambers Europe 2018.

Клиенты и рынок высоко оценили работу юристов в области морского права (Transportation: Shipping, Band 2). Отмечен большой опыт наших специалистов в судебных спорах, консультировании клиентов по вопросам арестов судов, аварийных ситуаций и причинения ущерба.

Персонально в рейтинге отмечены партнеры нашей фирмы: Михаил Соколов, Сергей Селиверстов и Елена Попова.

Подробнее с результатами рейтинга можно ознакомиться на сайте Chambers & Partners.
IATA Aviation Liability Reporter 2017

Сергей Селиверстов, Алина Анискина, Всеволод Кривоносов
Limitation of liability
Claims relating to baggage
The Russian Federation is not a party to the Montreal Convention of 1999. However, in certain cases, Russian courts apply the provisions of the Convention to aviation liability claims. In Lubchich S. v. Deutsche Lufthansa AG, a passenger filed a claim for compensation due to loss of his baggage. Читать полностью...
Shipping 2017

Михаил Соколов, Анна Архипова, Сергей Селиверстов

Newbuilding contracts
1. When does title in the ship pass from the shipbuilder to the shipowner? Can the parties agree to change when title will pass?
The parties are free to determine the time when the title passes from the shipbuilder to the shipowner. Under the Civil Code, unless otherwise provided by the contract, the risk of incidental loss of the new building passes from the shipbuilder to the shipowner at the time of acceptance.
2. Are there any remedies available in local courts to compel delivery of the vessel when the yard refuses to do so?
The shipowner may file a claim to oblige the yard to deliver the vessel. If the claim is granted by the court, it may be enforced with the assistance of bailiffs. In addition, the yard may be obliged to pay damages incurred as a result of unlawful detention of the vessel. Читать полностью →
Проблемы определенности соглашений о международной подсудности:
сравнительный анализ российского и французского регулирования

Алина Анискина
Соглашение о международной подсудности (оговорка о международной подсудности в договоре) - договор, в котором стороны определяют, в национальных судах какого государства подлежит рассмотрению спор, уже возникший или который может возникнуть в будущем в связи с существующими правоотношениями между этими сторонами (пророгационный эффект). Также посредством соглашения о международной подсудности стороны могут исключить компетенцию судов других государств (дерогационный эффект).

Как правило, при рассмотрении вопроса о действительности соглашения о международной подсудности российскими судами оценивается соответствие такого соглашения требованию определенности. Согласно требованию определенности формулировка соглашения о международной подсудности должна позволить российскому суду принять обоснованное решение о наличии компетенции этого суда для рассмотрения определенного спора между сторонами на основании такого соглашения. Читать полностью →
Энергетическое право в Европе: национальное, европейское и международное регулирование

Сергей Селиверстов, Иван Гудков
«Энергетическое право в Европе: национальное, европейское и международное регулирование» является классическим академическим изданием, выпускаемым издательством Оксфордского университета (Oxford University Press). Книга включает в себя написанные ведущими мировыми учеными-правоведами главы, посвященные общим вопросам международно-правового регулирования энергетики, регулированию международных инвестиций и торговли в данной сфере, обширному массиву энергетического права ЕС, а также правовому регулированию энергетической сферы в десяти ключевых юрисдикциях в Европе. Подробнее...
Энергетическое право Европейского союза

Сергей Селиверстов, Иван Гудков
Учебник «Энергетическое право Европейского союза» представляет собой глубокий всесторонний анализ правового регулирования энергетической отрасли Европейского союза и на сегодняшний момент не имеет аналогов.

Авторы впервые комплексно рассмотрели политическую и правовую основу строительства и функционирования единого энергетического рынка ЕС, изучили акты первичного и вторичного законодательства, практики Европейской комиссии и Суда ЕС, регламентирующие соответствующие отношения. Подробнее...
Трансформация рынков электроэнергии в Европейском союзе - правовая база и ключевые направления

Сергей Селиверстов
Процесс трансформации рынков электроэнергии в Европейском союзе имеет более чем двадцатилетнюю историю. Но даже сейчас, по оценкам европейских политиков, этот процесс далек от завершения, и энергосистема Европы "находится в середине периода глубоких изменений" .

Крайне интересно отметить, что уже пройденные этапы рыночных преобразований являлись результатом совокупности определяющих тенденций и направлений, проявлявшихся с разной силой и разной степенью значимости. Предстоящие и планируемые преобразования рынков электроэнергии ЕС также могут быть охарактеризованы как комбинация ключевых направлений и ориентиров. Краткому анализу подобных тенденций, направлений и ориентиров и посвящена настоящая статья. Читать полностью →
Правовое регулирование доступа к электроэнергетической инфраструктуре в Европейском Союзе

Сергей Селиверстов
Европейское энергетическое право представляет собой интересный пример, в рамках которого на протяжении последних 20 лет осуществляется попытка наднационального регулирования интегрируемых национальных рынков электроэнергии. Вопросы доступа "третьих лиц" - производителей и потребителей - к сетевой инфраструктуре, являющиеся одним из краеугольных камней либерализации, во многом урегулированы на наднациональном уровне на основе нормативно-правовых актов Европейского союза. Настоящая статья представляет собой анализ указанного опыта, а также взаимодействия наднациональных и национальных правовых предписаний в рамках отдельных аспектов доступа к электроэнергетической инфраструктуре на современном этапе. Читать полностью →
Соглашение о международной подсудности: понятие и правовая природа (в юридической доктрине России и Франции)

Алина Анискина
В статье раскрывается понятие «соглашение о международной подсудности» и исследуется вопрос о его правовой природе на основе теоретических взглядов российских и французских ученых - юристов.

Соглашение о международной подсудности рассматривается как договор, который порождает определенные обязанности и права для его сторон. На основе специфических особенностей соглашения о международной подсудности делается вывод об особенной sui generis природе таких соглашений. Читать полностью →
Соглашение о международной подсудности: правовые аспекты

Алина Анискина
В настоящей статье рассматриваются проблемы правового регулирования соглашений о международной подсудности на основе анализа международно-правовых актов, а также законодательства и судебной практики России и Франции. По мнению автора, существующие проблемы правового регулирования обусловлены непониманием особой правовой природы sui generis соглашений о международной подсудности. На основе результатов исследования определяются сферы российского законодательства, нуждающиеся в дополнении и совершенствовании, а также делаются предложения о возможных изменениях в АПК РФ и ГПК РФ в связи с соглашениями о международной подсудности. Читать полностью →
Norway – Russia. Delimitation Treaty 2010. Incentives and Obstacles for Oil and Gas Exploration and Production

Сергей Селиверстов
More than three years have now passed since the Kingdom of Norway and the Russian Federation signed the Treaty concerning Maritime Delimitation and Cooperation in the Barents Sea and the Arctic Ocean (the "Treaty")1. Following ratification by both parties, the Treaty entered into force on 7 July 2011. This means, inter alia, that vast areas of the Barents Sea are now covered by a specific international regime governing the exploration for, and production of, hydrocarbons. This article aims to analyze how this legal regime will influence government and commercial activity. Читать полностью →